Кинематографическая судьба Сергея Жигунова на редкость удачлива. Когда "гардемарину" стали тесны актёрские рамки, он начал активно осваивать профессию продюсера. И попал, что называется, в десятку. Что ни картина - то прокатный успех: "Черный квадрат", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро"... Гильдия актеров кино России избрала его своим председателем.
Д. Лобков: Сергей, в последнее время вы куда-то пропали. Не появляетесь в светских хрониках, в сериалах вас не видно. Чем вы сейчас занимаетесь? Какие новости в вашей жизни?
С. Жигунов: Ну, я работаю... В новости? Самое яркое событие последнего времени: кошка у меня родила четырех котят!
Д. Лобков: Поздравляю! Уже пристроили?
С. Жигунов: Нет еще, маленькие. Лежат в коробочке. Слепые, у серенького котенка сегодня глазки открылись, звонила дочка мне и говорит, что голубенькие.
Д. Лобков: Ну, думаю, с этим проблем не будет - кошка-то вон от какого популярного актера!
С. Жигунов: Не только по этому. Вы знаете, у нас такая кошка хорошая, что с прошлого помета нашего котенка из магазина на даче похитил какой-то новый русский. Долго уговаривал продавщицу отдать, три раза приезжал, на четвертый унес просто.
Д. Лобков: А что за порода?
С. Жигунов: Нормальная дворняга ростовская, очень красивая просто.
Д. Лобков: А почему попала в магазин?
С. Жигунов: Наша Клепа ловит крыс, и ее котята, наверно, тоже, поэтому в магазине продуктовом это пользуется большим спросом. У нас дома, правда, грызунов нет, но крысы были на даче у родителей в Ростове. У соседей кролики, там были крысы, и Клепина мама их ловила.
Д. Лобков: Она не путала их с кроликами?
С. Жигунов: Нет. Приносила, я видел, как тащит крысу кошка, а она небольшая, больше себя крысу тащила. Причем коты не ловят - только кошки.
Д. Лобков: И все же - возвращусь к вашей работе. Что же вы сейчас поделываете, признавайтесь!
С. Жигунов: Сейчас поделываю разные вещи. У меня есть несколько ипостасей, если так можно о себе. Я снимаю кино как продюсер и руковожу Гильдией артистов кино России - общественная нагрузка. Ну плюс - фестивали всякие, в которых я принимаю участие.
Д. Лобков: Ваша последняя работа в кино?
С. Жигунов: "Луной был полон сад", которую я продюсировал. В прошлом году премьера состоялась.
Д. Лобков: Что-то я не видел этого фильма в прокате.
С. Жигунов: Просто не было большой рекламной компании и вы не уделили ему достаточно внимания. А между прочим, он взял специальный приз Московского кинофестиваля, призы зрительских симпатий, телеверсия - две "Золотых нимфы" в Монте-Карло, Гран-при в Пловдиве, 4 приза на "Киношоке", "Ника" за женскую роль, "Золотой овен" за женскую роль, "Золотой витязь", в Иране Гран-при на кинофестивале.
Д. Лобков: Мне уже стыдно... А режиссер - тоже вы?
С. Жигунов: Нет, Виталий Мельников. Довольно известный и уважаемый человек в кинобизнесе. Его фильмы "Начальник Чукотки", "Замуж за капитана", "Женитьба", "Утиная охота"...
Д. Лобков: Сергей, некоторое время назад выходила довольно интересная телевизионная передача "Кинозвезда", где вы брали интервью у западных звезд - Жана Маре, Алена Делона, Шварценеггера, Бельмондо, Алана Паркера, Клода Лелюша, Депардье, Жирардо, Анук Эме: А что для вас стало самым большим открытием в этих беседах?
С. Жигунов: Многое. Я понимал, что как зритель я не совсем правильно воспринимаю этих людей, и мне хотелось посмотреть на них как можно ближе. Не было никаких сценариев, все происходило импровизационно. Может быть, поэтому получались достаточно живые программы. Особого трепета по отношению к ним я не испытывал. И они в какой-то момент начинали это чувствовать и даже недоуменно поводили глазом в мою сторону, не понимая, что происходит.
Д. Лобков: Их удивляло отсутствие обожания в глазах ваших?
С. Жигунов: Дело даже не в этом. Бывает же, что журналисты нападают и даже "покусывают" артистов, но все равно - с позиции зрителя, критика. А меня интересовали совершенно другие вопросы. Я пытался понять, почему эти люди - звезды, как они добились такого огромного успеха, что их обожают в других странах. Ведь невозможно представить, чтобы русского артиста, самого великого, любили зрители во Франции. Идет, например, Олег Иванович Янковский по Парижу и все его узнают, француженки рвут на нем пиджак - немыслимая ситуация. Почему же когда к нам приезжает француз или американец это происходит на улицах? В чем разница между Янковским и, например, Бельмондо?
Д. Лобков: Вы нашли ответ на этот вопрос?
С. Жигунов: Самым большим открытием для меня стало то, что все они имеют на это право - быть звездой. Человеческий магнетизм в каждом из них настолько мощный, что у меня сложилось ощущение, что эти люди такими пришли в кино. Конечно, чему-то они научились в процессе съемок, но очень немногому: как попасть в кадр, как не закрыться от камеры... Кино просто раскрыло то, что в них было изначально - мощное человеческое содержание. Видимо, в западном кинематографе существует правильная система селекции. Они очень точно выбирают тех, кто действительно станет звездой. И кому будет сопутствовать удача.
Д. Лобков: Ваша кинематографическая карьера напоминает постоянное восхождение: вы добились успеха как актер, состоялись как кинопродюсер, а полтора года назад вас избрали председателем Гильдии актеров кино России.
С. Жигунов: Я не хотел этого, но обстоятельства сложились так, что я просто не мог поступить по-другому. Когда меня избрали, я даже не предполагал с какими трудностями мне придется столкнуться. Я наивно думал, что все в полном порядке, не представляя реального состояния дел... Первые полгода моей работы в этой должности ушли на совершенно неожиданные для меня дела: судебные процессы, выяснение отношений с налоговыми службами, задолженности по бюджету... Я занимался выравниванием ситуации, решением проблем, накопившихся за предыдущий период. Огромное количество времени и сил было потрачено на то, чтобы привести организацию к исходному знаменателю. Было проще создать новую Гильдию - у нас была такая идея, когда работала уставная комиссия, - и с нуля, без долгов, без невыполненных за долгие годы обязательств перейти сразу к нормальной работе.
Д. Лобков: Судя по всему, вам удалось разгрести авгиевы конюшни, ведь сегодня актерская гильдия одна из самых активных в Союзе кинематографистов.
С. Жигунов: Мы отпраздновали 13-й, несчастливый по счету, день рождения Гильдии, на котором счастливым образом подписали Соглашение с компанией "Лиггетт-Дукат", которая входит в "Галлахер Груп" - крупную международную корпорацию. Соглашение предусматривает несколько ключевых направлений двухстороннего сотрудничества. С января 2002 года мы начала реализацию уникальной годовой Программы творческих стипендий 100 артистам кино России, внесших большой вклад в развитие отечественного кинематографа.
Кроме того, три выдающихся актера кино России, народные артисты СССР Алексей Баталов, Людмила Чурсина и Евгений Матвеев были награждены "Премией зрительской признательности "Лиггетт-Дукат" легендарным народным артистам кино". Соглашением также предусматривается оказание существенной финансовой помощи со стороны этой организации Благотворительному фонду социальной реабилитации актеров кино России "Созвездие".
Нам удалось вернуть в состав организации Санкт-Петербургскую гильдию артистов кино России, которая отделилась от нас с развалом Советского Союза. Похожий договор мы подписали с Гильдией артистов кино Белоруссии. Мы активно участвовали в работе съезда Союза кинематографистов. Принимаем участие в работе над уставом национальной премии кинематографистов "Ники" и надеемся, что это доброе начинание будет жить еще долго.
В минувшем году мы провели второе "Созвездие" в Архангельске, где количество зрителей достигло рекордной отметки - 311 тысяч. Мы восстановили и провели фестиваль телевизионного художественного кино "Сполохи", опять же в Архангельске:
Д. Лобков: Кроме профессиональных успехов, есть еще и семейные радости. У вас хватает времени на них?
С. Жигунов: Выходные стараюсь проводить с семьей. Чаще, к сожалению, не получается. Жена, несмотря на то, что мы с ней давно вместе, часто на меня обижается: "Я знала, что ты не пойдешь со мной в театр, зачем же я все-таки накрасилась? И сколько же я буду обманываться?" К счастью, подросла младшая дочь, и теперь они вместе ходят в театры, так что проблема стала как-то рассасываться. Я не знаю, что стоит на первом месте - семья или дело, которое я делаю? Семья, конечно, очень важна, но мужчина не может жить без работы. Хотя через 10 лет у меня уже, наверное, будут внуки, и, может быть, они станут для меня важнее всего на свете. Я же вижу, как это бывает у других: детей пропускают, а с внуками не могут нанянчиться. Наверное, и у меня будет так же. Думаю, что я буду хорошим дедом. Буду их баловать.
Д. Лобков: Зрители часто видят вас на экране, а какой вы в домашней обстановке? В каком настроении приходите с работы?
С. Жигунов: Настроение бывает разное, иногда очень взвинченное. Как правило, мне удается взять себя в руки, хотя не всегда, к сожалению. И от этого, как обычно, больше всего страдают близкие. Когда я прихожу домой, то ем, принимаю ванну, чтобы прийти в себя. Последнее время начал надолго и с большим интересом забираться в Интернет. Поэтому дома я либо сижу за компьютером, либо читаю. А еще люблю смотреть кино по телевизору - либо то, которое идет в эфире, либо с каких-то носителей.
Д. Лобков: Каков круг ваших домашних обязанностей?
С. Жигунов: Поскольку я часто отсутствую, практически вся нагрузка по ведению домашнего хозяйства лежит на жене. Я же гуляю с собакой по вечерам. Приношу питьевую воду из магазина. Выполняю разовые поручения, когда надо что-то забрать, принести откуда-то. Гвозди в стенку не забиваю, считаю, что лучше для этого пригласить квалифицированного человека. Но могу на добровольных началах собрать фрагмент мебели. Или приготовить себе еду.
Д. Лобков: Яичницу?
С. Жигунов: Не только. По праздникам я с удовольствием готовлю гуся, утку. По выходным жарю мясо. Все хвалят. Когда-то папа научил меня очень быстро чистить картошку. Я люблю это делать и в считанные минуты могу начистить ведро. При этом папа говорил, что шкурка должна быть такая тонкая, чтобы сквозь нее можно было читать газету. И я почти на этом уровне чищу. В армии у нас самым страшным наказанием был наряд на кухню - чистить картошку. Я же чистил ее с такой скоростью и с удовольствием! Читал и чистил.
Д. Лобков: Вслепую?
С. Жигунов: Да, вслепую, главное, чтобы картошка была мытая, грязную я чистить не люблю. Так что кое-что делаю по дому, но, если честно, все меньше и меньше. Тут и ребенок подрос младший, можно и его заставлять что-то делать.
Д. Лобков: У вас ведь две девочки?
С. Жигунов: Да, старшую зовут Настя, а младшую - Маша. Настя закончила колледж в Англии, вышла замуж и живет там. А Маша учится здесь, но в каком классе не знаю. Это, кстати, предмет постоянных розыгрышей с ее стороны: "Папа, скажи, в каком я классе?" И начинает хохотать, потому что у меня в этот момент, видимо, идиотское выражение лица. Я действительно не знаю, в каком она классе. Я даже не знаю, сколько им лет - ни младшей, ни старшей.
Д. Лобков: Страшно далеки вы от своих детей! Как же вы дарите им подарки?
С. Жигунов: А я знаю, какого числа у них дни рождения. Нет, мы не страшно далеки друг от друга, ребенок только что приезжал сюда на студию. Я учу ее печатать на компьютере, недавно делал для нее два реферата, один по Византийской культуре, а второй про Арабские халифаты - детей мучают в полный рост.
Д. Лобков: Ваша супруга - актриса Театра имени Вахтангова Вера Новикова. Почему вы так редко снимаете ее в своих фильмах?
С. Жигунов: Потому что надо, чтобы роль подходила человеку. Я продюсер все-таки! Нет, жена играла у меня, но не так часто. Я тоже играю только в каждом пятом своем фильме - недавно посчитал и удивился. Последняя же крупная актерская работа жены - роль в картине "Раздетые", за которую она получила приз на Международном фестивале за лучшую женскую роль. Она сыграла, и, по-моему, очень неплохо, главную роль в картине "Новый год в ноябре".
Д. Лобков: Когда она работает на съемочной площадке, вы вмешиваетесь в кинематографический процесс, отдаете указания?
С. Жигунов: Нет. Есть режиссер фильма, при чем тут я? Она очень хорошо себя ведет в этом смысле, все время молчит, ни с кем не спорит. Как-то она сказала, что вообще не очень любит сниматься в кино. Формально у нас с ней никаких профессиональных точек соприкосновения нет. Я кинопродюсер, она театральная актриса. Так спокойнее. Те вопросы, которые меня волнуют и которые я обсуждаю с женой, носят скорее производственный характер. Или касаются общественной деятельности, но никак не актерской профессии. Конечно, когда выходит какой-то фильм, где я играю, я приношу кассету, и мы смотрим ее дома. Или вместе просматриваем какие-то рабочие материалы, если ей это интересно, и тогда она высказывает свои замечания общего характера.
Д. Лобков: Супруге нравится то, что вы делаете на экране?
С. Жигунов: Когда она посмотрела первые два фильма "Ниро Вульфа", я спросил: "Как тебе?" Она говорит: "Ты там ворковал-ворковал, вызвал у меня глухое раздражение, значит женщинам понравится". В общем, критерий такой: если жена нервно дернула губой, значит, в чье-то сердце я попал.
Д. Лобков: Где вы развлекаетесь? Ходите ли в казино?
С. Жигунов: Нет, я не люблю казино. И вообще не люблю светскую жизнь. Я очень страдаю от тусовок, от приемов, торжественных вечеров, юбилеев, просто заболевать начинаю. Я очень прохладно отношусь к спиртным напиткам, но иногда бывает, что невозможно отказаться. Если это какие-то переговоры, деловые встречи со спонсорами, которые считают, что ты с ними обязательно должен пить водку в больших количествах. Причем это может быть утром или в середине дня, и тогда все, что ты запланировал на этот день, пиши пропало. И я от этого страдаю. Я ведь трудоголик, а не алкоголик.
Д. Лобков: Чем скрашиваете свой досуг?
С. Жигунов: Летом я с огромным удовольствием вожусь с цветами на даче. О, я специалист в этом деле! У меня много цветов, и я часами могу копаться. Это так радостно! Люблю сажать деревья. Зимой я заливаю каток, катаюсь на коньках и на санках.
Д. Лобков: Сергей Викторович, каким вы себя видите лет эдак через десять?
С. Жигунов: Совсем седым. Процесс уже пошел, и я думаю, что он будет идти и дальше. Хотя через десять лет я буду еще не стар, мне не исполнится и пятидесяти. Наверное, я еще буду сниматься в кино, буду делать картины. Надеюсь, что к тому времени ситуация в кинематографе изменится к лучшему, и мне будет легче находить деньги на фильмы и легче их возвращать. От этого появится больше радости в моей жизни, она станет несколько спокойнее. Я бы этого очень хотел.
Д. Лобков: Ходят слухи, что вы неравнодушны к алкоголю. И более того - недавно на гастролях в Красноярске вы отсутствовали на одном спектакле, где играли главную роль, из-за того что были под градусом. Что скажете в свое оправдание?
С. Жигунов: Дело в том, что я никогда не был в Красноярске и никогда не участвовал в антрепризных спектаклях, которые ездили бы по городам или же давались бы здесь, в столице нашей родины, поэтому меня с кем-то перепутали.
Д. Лобков: Ну а с алкоголем-то как - дружите?
С. Жигунов: Я могу выпить в компании по случаю, но так, чтобы тупо напиваться до состояния невменяемости - это не по мне. Крепче красного сухого я в последнее время не поднимаюсь. Кстати, по поводу Красноярска, скорее всего, это была не чья-то ошибка, а задуманный заранее ход организаторов концерта. Ну знаете, как эта история с Геннадием Хазановым.
Д. Лобков: Не знаю, расскажите.
С. Жигунов: В провинции некоторое время появлялись афиши на пике славы Хазанова, что приезжает Геннадий Хазанов, и написано: "Артист Геннадий Хазанов". Народ приходил, были аншлаги полные. Выходил человек тщедушный, который читал в меру сатирические монологи. И когда люди понимали, что их надули, вызывали милицию и шли на сцену его убить сразу, он спокойно совершенно он доставал паспорт. Он действительно был Геннадием Хазановым, только не Геннадий Викторович, а какой-то Геннадий Семенович.
Д. Лобков: Сергей, я слышал такой слух о вас, что все ваши кинопроекты очень дорогие, снимаются в том числе и на криминальные деньги. Это правда?
С. Жигунов: Это не так. Инвестором по большинству моих проектов выступало государство. Конечно, я брал и банковские кредиты, но все последние большие картины - "Что сказал покойник", "Все красное" - делались по заказу правительства Москвы. Давно, лет 8 назад, мне предлагали снять фильм на деньги весьма сомнительного происхождения, но я отказался. У нас же все постоянно меняется, сегодняшние договоренности завтра могут превратиться в ничто. Но за взятые деньги все равно придется отвечать мне. Поэтому разговоры о моей связи с криминалом - глупости.
Д. Лобков: Все фильмы, над которыми вы работаете, - это большей частью красивые исторические костюмные картины. Или, в крайнем случае, мелодрамы. Вас совсем не прельщает социально-политическая тематика? То, что делает Балабанов, к примеру. Бюджет маленький, а интерес зрителя - огромный.
С. Жигунов: Нет у меня должной социальной проницательности! Или я консервативный очень, но меня не тянет на такие темы. Я снял детское кино "Вовочка" - очень понравилась история. А до этого был фильм "Луной был полон сад". Мне все говорили: "Да ты с ума сошел - снимать историю про трех стариков!" Но картина объехала все кинофестивали, собрав массу призов.
Д. Лобков: А герой нашего времени - кто он: хам с деньгами, которого вы сыграли в "Принцессе на бобах", олигарх или мускулистые ребята из сериалов про ментов?
Д. Лобков: Герой - Данила Багров из "Брата".
С. Жигунов: Почему?
Д. Лобков: Если бы я это знал, героев штамповал бы каждую неделю. Но это - Данила Багров, сыгранный Сережей Бодровым. Человек, который живет в мирной жизни как на войне и не может перестроиться. Он не афиширует свою агрессивность - просто на войне всегда стреляют во все, что движется с той стороны, иначе пристрелят тебя. И от этого ужасного парадокса, от этого абсолютно телячьего Данилиного взгляда становится страшно.
Д. Лобков: Когда к вам приходят с предложениями: вот фильм, любовь, 3 человека или 5 человек, тут коллизия какая-то - что для вас самое главное, звоночек, который говорит, что фильм может получиться?
С. Жигунов: Я не думаю, что есть какие-то формулы, стандарт, по которому походит сценарий. Возникает некое ощущение по прочтении, ощущение хорошее или нехорошее. Сценарий должен быть литературным произведением обязательно, потому что это единственная гарантия успеха картины. Сценарий теряет себя настолько в процессе производства, от него остается какая-то малая часть. Он должен быть с огромным запасом, это запас прочности будущего фильма. Если сценарий очень хороший, может получиться хорошая картина, если сценарий гениальный, может получиться хорошая картина. Запас прочности у сценария очень высокий. Сценарий должен производить впечатление такое, чтобы хотелось, когда прочел, пойти и кому-то начать рассказывать. Если я начинаю рассказывать, какой сценарий я читал, значит, все нормально, если нет - да, мило, хорошо...
Д. Лобков: А любимый жанр есть?
С. Жигунов: Нет. Должна быть хорошая литература.
Д. Лобков: Какие ваши любимые актеры?
С. Жигунов: Это нечестный вопрос. Как про любимую книжку.
Д. Лобков: Хорошо, честнее. С кем бы хотелось сыграть, если бы была длинная парная сцена без экшн, без перестрелок? С кем бы хотелось поиграть в паре?
С. Жигунов: Никогда об этом не думал. С кем-нибудь из стариков, конечно.
Д. Лобков: А у вас никогда не было опыта работы в театре?
С. Жигунов: Практически не было. Я когда-то в Ростове-на-Дону в ТЮЗе сезон работал. Меня выгнали из института, и я зарабатывал себе справку, что я хороший. Мне ее дали.
Д. Лобков: Но в театр больше не тянет?
С. Жигунов: Если честно, я не знаю, что это такое, поэтому...
Д. Лобков: Не было опыта?
С. Жигунов: Да, не могу сказать.
Д. Лобков: Сергей, скажите пожалуйста, как может молодой сценарист, только что закончивший ВГИК, показать вам своим сценарии?
С. Жигунов: Просто. Надо позвонить на студию и передать редактору сценарий, его прочтут обязательно. Все отлажено.
Д. Лобков: А вы читаете сценарий, который уже просматривает редактор?
С. Жигунов: Да. Есть младший редактор, читает сначала, потом главный редактор, а потом я.
Д. Лобков: А может так случиться, что эти редакторы просто ошибутся?
С. Жигунов: Может. Значит, не повезет, с одной стороны, автору, с другой стороны - студии.
Д. Лобков: Значит, практически вам отдать в руки нет возможности?
С. Жигунов: Да.
Д. Лобков: Что, много работы?
С. Жигунов: Сценариев очень много пишут. У нас пишущая страна. Ну может хватит о работе? Давайте тему сменим.
Д. Лобков: Давайте. Может о женщинах?
С. Жигунов: Возражений не имею. Спрашивайте!
Д. Лобков: При встрече с женщинами на что вы в первую очередь обращаете внимание?
С. Жигунов: Как-то не знаю. Думаю, на обаяние. Тут нельзя говорить о форме носа или наличии макияжа. Просто человек или притягивает к себе, или отторгает.
Д. Лобков: Вы человек состоятельный. Но у вас наверняка есть одноклассники, однокурсники, у которых жизнь сложилась не так хорошо. Вы поддерживаете с ними отношения? И не испытываете чувства вины за то, что вот у вас все так удачно, а у них - нет?
С. Жигунов: Чувство вины?! За что? Я же этот успех, эти деньги не в лотерею выиграл. Я часто и с удовольствием встречаюсь со своими школьными и институтскими друзьями. А если говорить о помощи... Гильдия актеров кино, как я уже говорил выше, платит стипендии тем, кто сильно нуждается в деньгах.
Д. Лобков: Вспомним о "Гардемаринах"... Вы помирились с Димой Харатьяном? Вы как-то очень странно разошлись, если не ошибаюсь, поскандалили?
С. Жигунов: Мы виделись 7 января, когда ездили в Малоярославец с концертом в детский дом. Нам пришлось общаться впервые за 5 или 6 лет. Все, что произошло между нами, - очень странно... И я не люблю про это говорить. На самом деле я легко могу сделать первый шаг к примирению, Димка тяжелее в этом смысле налаживает отношения, но... Когда мы встретились, я вдруг понял, что совсем не знаю того человека, который стоит рядом со мной на сцене. Это был абсолютно другой Дима Харатьян, не тот, которого я помню и, наверное, люблю. И из меня словно воздух вышел.
Д. Лобков: Признайтесь, популярному актеру, красивому мужчине жить тяжело? Ведь поклонницы, наверное, прохода не дают.
С. Жигунов: Только один раз я искренне порадовался, что у меня много поклонниц. Во время Московского кинофестиваля я подвозил очень популярного польского актера Даниэля Ольбрыхского из Киноцентра на очередной конкурсный показ. Мы очень тепло пообщались, и вдруг он у меня спрашивает: "Ты популярный?" Я отвечаю: "У нас есть рейтинги популярности. Харатьян в них на первом месте, я - второй". "Плохо, - говорит он. - В 32 надо быть первым!" И у меня возникло ощущение, что жизнь моя действительно не удалась. В этот момент мы подъехали к "России", и к нам кинулась стайка девчонок, человек 15-20. Я отошел в сторону, понимая, что сейчас поклонницы просто разорвут Ольбрыхского, но девчонки пролетели мимо него. Я начал расписываться на открытках, а сам думал: "Милые, если бы вы знали, как вы вовремя!" Ольбрыхский молча наблюдал за этой сценой, а потом, опустив глаза, сказал: "Извини. Там, в машине... Я был не прав".
Денис Лобков
Источник: http://zhurnal.lib.ru/l/lobkow_d/zhigunov_sergei.shtml