Хотя сюжет про Ниро Вульфа уже частично засветился на одном из телеканалов, показ всех десяти серий нового российского сериала по произведениям классика американской детективной литературы Рекса Стаута начинается сегодня на Первом. Так что это - премьера.
Картина “Ниро Вульф и Арчи Гудвин” производства студии “Пеликан” состоит из пяти двухсерийных телефильмов. Действие происходит в Нью-Йорке 30-х. В роли гениального частного сыщика Ниро Вульфа - Донатас Банионис. На вопросы нашего корреспондента отвечают режиссер фильма Евгений Татарский (“Золотая мина”, “Приключения принца Флоризеля”) и продюсер (он же - исполнитель роли Арчи Гудвина) Сергей Жигунов.
Р.Г.:- Банионис - актер сложный, да и человек, говорят, непростой. Но ваше творческое сотрудничество длится многие годы (достаточно вспомнить его в роли главаря преступного синдиката из “Флоризеля”). Интересно: в образе эксцентричного детектива, любителя орхидей и изысканной кухни, он так же органичен, как и в образе Клетчатого?
Е. Татарский:- Абсолютно. Да, Банионис - сложный человек, но и Ниро Вульф непрост. Он обаятельный, забавный и очень умный. Особенно на фоне своего “доктора Ватсона” - верного помощника Арчи Гудвина. Он распутывает головоломные дела, выводит на чистую воду злодеев, но при этом далеко не рыцарь без страха и упрека. Любит красивую жизнь, деньги. И умеет получать со своих богатых клиентов (бедные его не интересуют) по самому высокому тарифу. Его мастерство “разводить” заказчика равно его мастерству детектива. Ничего не попишешь - это Америка. Что же касается его характера, то вот вам один эпизод. Ниро Вульф не хочет ехать в полицию и притворяется больным. Лежит в постели, весь несчастный, а доверчивый Арчи Гудвин ухаживает за ним, как сиделка. Читает ему с выражением, на разные голоса, сцену Гамлета и Офелии. Уже смешно. Появляется врач: ну-с, как мы себя чувствуем? Ох, плохо, доктор, я вас совсем не слышу. А вы выньте вату из ушей. То есть добрый Арчи так старался, а этот обманщик его даже не слушал. Он большой ребенок. И характер у него не сахар. Что касается Баниониса, то его приглашение на эту роль - дань нашим давним творческим отношениям. Хотя и небезоблачным. Ни одна наша работа не обходится без своей “сцены у фонтана”. И здесь она тоже была. Но это нормально. На “Флоризеле” мы еще не так спорили. А теперь он говорит, что это вторая из двух его лучших ролей в кино.
Р.Г.:- Интересно, какая первая?
Е. Татарский:- “Никто не хотел умирать” Жалакявичюса.
Р.Г.:- Чем привлекли вас произведения Рекса Стаута?
С. Жигунов:- Этот материал очень отличается от того, как выглядит на экране современный российский детектив. Здесь - ретро. Это фильм менее кровавый и более цивилизованный, интеллигентный. Правда, к сожалению, менее динамичный, чем огульная “стрелялка”.
Р.Г.:- Больше диалогов?
С. Жигунов:- Я бы сказал: выше ценится человеческая жизнь.
Р.Г.:- Таков ваш продюсерский расчет?
С. Жигунов:- Скорее, такова моя позиция. ТВ изобилует кровавыми сценами и отрицательными персонажами, которые остаются безнаказанными. Мне обидно это видеть. И я, в силу моих возможностей, стараюсь эту ситуацию поправить.
Р.Г.:- Почему вы выбрали именно этого режиссера?
С. Жигунов:- Сначала мы предложили эту картину Игорю Федоровичу Масленникову - режиссеру фильмов о Шерлоке Холмсе. Но он не хотел снимать ретро и думал перенести действие в наши дни. Это меня не устраивало. И тогда он сказал: идеальный вариант - Татарский. Разумеется, я согласился. Евгений Маркович - классик телевизионного кино, мастер иронического детектива. А произведения Стаута насыщены иронией. Однако Татарский тогда был занят съемками “Убойной силы”. Мы ждали. И когда он освободился, успели его “захватить”. И будем снимать продолжение. Еще восемь серий. И они должны заметно отличаться от уже сделанных. Сначала мы старались держаться как можно ближе к первоисточнику, и я не могу сказать, что меня устраивает динамика первых серий. Все-таки истории старые и нуждаются в реставрации. Поэтому теперь мы обходимся с текстом Стаута свободней, наши сценаристы получили задание ни в чем себе не отказывать. Сохранить очарование первоисточника, общую обаятельную схему, но сделать истории более динамичными и, следовательно, более привлекательными для зрителя.
Р.Г.:- Говорят, вам приходилось мирить на съемочной площадке режиссера с исполнителем главной роли.
С. Жигунов:- Они слишком давно знакомы, чтобы так уж жестоко поссориться. Просто эмоциональные оба. И очень разные. Банионис человек нордического темперамента, долго сдерживается. А Татарский живой, подвижный, все время говорит, шутит, курит, показывает. И они иногда, если не сойдутся в трактовке сцены или в иных принципиальных вопросах, то могут начать выяснять, кто из них больше сделал в искусстве. Со стороны это выглядит безумно забавно. Приходится мирить. Но это составная часть творческого процесса.
Р.Г.:- Способен ли сыщик-джентльмен хоть немного потеснить в зрительских сердцах кумиров современности: ментов, агента безопасности Леху Николаева, следователя Турецкого, героев “Убойной силы” и “Бандитского Петербурга”?
С. Жигунов:- “Ментов” я бы вообще не брал в расчет - это отжившая страница отечественного ТВ. Что до остальных - наша картина для иной аудитории. Которая хочет немного отдохнуть от современности и хотя бы на час погрузиться в другую жизнь. Где красиво одетые люди говорят друг другу “сэр”, встают в присутствии женщины и подвигают ей стул.
Конечно, современные истории про своих смотрятся живее. И я бы с удовольствием делал кино про своих. Если бы меня не смущали реалии окружающего мира.
Здесь как блины скатываются с горячей “сковородки” аппетитные “Бандитский Петербург”, “Охота на Золушку”, “Менты”, “Агент национальной безопасности”, “Убойная сила”... В ролях, как правило, заняты питерские актеры. Для многих из них, скромных тружеников театра, временная жизнь в телесериале меняет судьбу. В сериалах все чаще снимаются звезды... Так, Донатас Банионис приехал из Вильнюса, чтобы сыграть знаменитого сыщика Ниро Вульфа. Роль незаменимого помощника Вульфа – Арчи Гудвина – взял на себя Сергей Жигунов. Съемки трех новых фильмов “Дело в шляпе”, “Воскреснуть, чтобы умереть”, “Голос с того света” (всего их в проекте – десять) с переходящими из фильма в фильм главными героями осуществляет киностудия “Свет” (Москва) при участии студии “Голос” (С.-Петербург). Сценарист Владимир Валуцкий, набивший руку на “Приключениях Шерлока Холмса”, прошелся по пяти романам классика американской детективной литературы Рекса Стаута, сочинившего толстого и умного Ниро Вульфа. Режиссер – Евгений Татарский (“Приключения принца Флоризеля”, “Золотая мина”, “Убойная сила”), он же Председатель Союза кинематографистов С.-Петербурга. Продюсированием картины занялся Сергей Жигунов. События разворачиваются в 30-е годы в Нью-Йорке.
Мы отправились к берегам Невы, на съемочную площадку фильма “Дело в шляпе”, в оранжерею Вульфа, страстного любителя и коллекционера орхидей. Оранжерея разместилась в прилегающем к Эрмитажу особняке, который был подарен Александром II сыну – Князю Владимиру Александровичу. Теперь здесь Дом ученых. Место, где снимались все основные сцены, включая убийство, – шикарный кабинет Князя (кабинет Ниро), весь напичканный уникальными экспонатами. Здесь почти все настоящее – именно за этим столом, в этом кресле сидел Князь Владимир. Теперь здесь расположился Банионис. Сам он трепета по этому поводу не ощущает. Говорит: “Здесь красиво, но пыльно и душно”. Еще бы. Именно в этом кабинете впервые была отработана практика бронирования помещения – окна, стены прикрыты металлическими ставнями, чтобы обезопаситься.
У Стаута Ниро Вульф – человек пивной, обрюзгший... Банионис, восседающий в именитом кресле, держался весьма отстраненно, даже обиженно, ему не нравилось, что мы рассматривали его.
“Я не люблю Ниро, – заявил он, – и вообще не понимаю, почему и за что я должен любить свой персонаж. Я люблю жену, сына... Да, Ниро мне несимпатичен и неинтересен. Меня заставляет делать его таким – режиссер. Я в его воле, остается только подчиняться. Ужас...”.
Тут режиссер Евгений Татарский взрывается: “Донатас, а каких персонажей вы любите или любили? Не ошибусь, если скажу за вас, что никого и никогда!!! А то господа журналисты так и напишут, что он играет Вульфа, которого не любит... Поймите, у Баниониса такая позиция, такой актерский принцип...”.
Донатас рассмеялся: “Я, действительно, не люблю тех, кого играю... Все кино лживо...”. А за что любить-то? Каждый день на письменном столе (том самом) выставляются для Ниро пять бутылок пива. Их надо открывать и пить. И так в течение двух с половиной месяцев... А Банионис пива не пьет, он любит коньяк... Какое тут настроение будет! Ему все надоело. “Конфликты – абсолютно естественная вещь, – объясняет режиссер, – поссориться с актером один раз в три дня считается нормой. Я уже работал с Банионисом в картине “Приключения принца Флоризеля” и знаю, что после съемок он присылает мне любезные открытки. Так будет и теперь. Причина ссор может крыться даже в магнитных бурях...”.
И все-таки Банионис оживился, когда его спросили о родном паневежисском театре.
“Я играю в семи спектаклях, – ответил он, – “Самоубийца”, “Иванов”, “У озера”... Из новых – “А дальше тишина”. Играю роль, которую когда-то играл Плятт... Наш театр все время меняется. Он зависит от личности режиссеров. Теперь, в основном, у нас ставят приезжие. Делают спектакли, даже не зная языка. Нет личности – нет глубокого, мыслящего театра. Почему-то решили, что Станиславский – это плохо. Плохой Станиславский – там, где его плохо понимают. Сейчас времена не моего театра, потому что актер не нужен. Гамлета может играть любой, с улицы взятый музыкант, и Дездемону играет балерина... Чем же увлекают зрителей? Эффектами!!! Зрители с восхищением говорят: “На сцене шел настоящий дождь!”. Не актер восхищает, а вода...”.
Банионис играет в театре на литовском языке. Он не скрывает, что по-русски говорит все хуже и хуже. В его жизни русского языка становится все меньше. Работая в этом сериале, ему пришлось выучить огромное количество текста. В фильмах советского времени за Баниониса говорил Александр Демьяненко. На этот раз сыщика озвучил питерский актер Геннадий Богачев, с условием, что и ему дадут что-нибудь сыграть.
Музыку к сериалу пишет Владимир Дашкевич, хотя не знает, когда и где она прозвучит. Дело в том, что при перезаписи режиссер-постановщик расставляет темы так, как ему кажется нужным, и этим сериал отличается от художественного кино, здесь музыка не пишется под экран. Как многоопытный кинокомпозитор, Дашкевич умеет делать все. Вместо того, чтобы сочинять, сыграл написанную им же увертюру к фильму “Шерлок Холмс” наоборот, то есть задом наперед... Таким неизученным способом сделал полтора часа перевернутого Холмса для Ниро Вульфа.
Евгений Маркович Татарский знает, что делает. Все 10 серий будут сниматься в разных жанрах, что заметно подсластит пресную литературную основу.
“В телевизионном проекте не может быть долгих раздумий, – говорит он. – Это в кино можно – ногу на ногу, задуматься и сказать кому-то: “Вон!”. Здесь съемки не могут быть приостановлены из-за плохого солнышка... В телевизионном проекте этого не может быть априори... Нас, всех, кто работает для телеэкрана, объединяет то, что мы точно знаем аудиторию, для которой снимаем. Мой сериал – для интеллигенции, мои шутки, то есть шутки Стаута, сегодня понятны не всем. Фильм для тех, кто их понимает... Сергей Жигунов говорит, что я испытываю латентное стремление к авторскому кино (шутит, конечно).
“Проблема телевизионного кино, как помеха художественному, надумана, – настаивает Жигунов. – Кто и как может влезть в чужой карман частных телеканалов, которые по своему усмотрению снимают те или иные фильмы? Бойкот объявить? Но зачем? Чтобы актеры отказались сниматься в криминальных сериалах? Государство не финансирует телевизионное кино. О чем может идти речь? Телевизионное кино помогает кинематографистам выжить... И имеет связь со зрителем... Кому может мешать то, что всем нужно? И теперь, когда мы, наконец, смогли вышибить мексиканские и американские сериалы с отечественного экрана, прекратив поток “чуждой нам идеологии” (если говорить старым языком), зачем рассуждать о вредности отечественных сериалов? Но чтобы телекино не теряло художественности, артист должен нести ответственность за то, что он делает: внимательно изучить сценарий, разобраться, кто продюсирует картину, каков размер бюджета, кто работает в съемочной группе и на каком канале будут показывать...”.
Сказано хорошо. А конкретный результат – фильмы о приключениях Ниро Вульфа и Арчи Гудвина – мы оценим на НТВ где-то в начале осени.
Источник: “СК-Новости”, номер 128-129
Серьезных травм у Сергея Жигунова на съемках “Ниро Вульфа” не было, но фильм все равно удался!
Еще в советские времена Сергея Жигунова пригласили пройти пробы на роль Арчи Гудвина. Утвердили. А фильм так и не начал сниматься. Но желание влезть в шкуру ассистента великого сыщика, видно, было так велико, что спустя много лет Жигунов задумал снять сериал про Ниро Вульфа, стал его продюсером и себя же пригласил на роль Арчи Гудвина.
К.П.:- Сергей, у Рекса Стаута ваш герой Арчи Гудвин - мужчина лет 25. Вы же несколько старше...
С. Жигунов:- Боярский для д’Артаньяна тоже был староват! Когда я читал “Три мушкетера”, то с удивлением узнал, что королю было 25, а кардиналу - 28. Я растерялся, потому что на всех картинах Ришелье - это седой мужчина в красной мантии. А тут ему 28 лет, и он смертельно влюблен в королеву, которой 22. В романе Дюма д’Артаньяну - 18, а Боярскому в фильме было под 30... Есть романы, где Арчи Гудвин в чине майора вернулся с войны, он уже не мальчишка. Но если вы считаете, что я староват для этой роли... Что ж, виноват.
К.П.:- Я вот к чему. Слышала, вам пришлось сильно похудеть для этой роли.
С. Жигунов:- Худеть пришлось для другого фильма, после того как я посмотрел на себя в этом. Посмотрел и подумал: “Что-то я очень толстый!” Надо было сделать это раньше! Сейчас для роли в мелодраме “Убить вечер” я похудел на десять килограммов.
К.П.:- Вы специально выбираете для себя роли сплошь романтиков?
С. Жигунов:- Вечно опухший Пупков из “Принцессы на бобах” явно не был романтическим героем. Да еще недавно я сыграл двух преступников. Хотя, если честно, они тоже вышли романтичные. Не получаются у меня плохие персонажи. Вот классических злодеев из пьес Шекспира я бы сыграл. А тратить силы на обычных подонков, по-моему, не стоит. Расквасил нос в свободном полете.
К.П.:- Говорят, киношная романтика - это всегда травмы?
С. Жигунов:- Конечно. Но я ни разу себя не калечил. Зато помню, как Дима Певцов вставлял меч в ножны, промахнулся и воткнул его себе в бедро. Причем перед этим мы с ним отмахали сложную драку и остались без единой царапины! А в картине “Пан или пропал” мы с дублером прыгали с парашютом с небольшой вышки, изображая свободное падение. Дублер раскрыл руки и ладонью расквасил мой нос. Думал, нос сломался, но обошлось. Постановщик трюков меня утешил: “Серега, как у тебя кровь идет, кино хорошее получается!” А с ним мы еще на “Гардемаринах” работали.
К.П.:- В фильме “Вовочка” сыграли вы, ваши жена и дочь. Семейный подряд?
С. Жигунов.:- Роль для моей жены Веры задумывалась изначально, а вот дочь проходила настоящие пробы. Машку часто приглашают сниматься. Она очень много работала, сильно уставала, мерзла на съемках в тонких платьицах - все, как положено.
К.П.:- Несколько лет назад у вас была конюшня...
С. Жигунов:- Сейчас лошадей не держу, раздал. Когда только пришел из армии, а служил я в кавалерии, у меня было семь голов. Потом, чтобы закончить картину “Черный квадрат”, я их продал. После “Королевы Марго” остались две лошадки - моя и Харатьяна. Жили у меня на даче, потом погибли.
К.П.:- Чем вы сейчас заняты?
С. Жигунов.:- Заканчиваю картину “Все красное” по роману Иоанны Хмелевской. Снимаем продолжение “Ниро Вульфа и Арчи Гудвина”.
К.П.:- Вы играете в каждой картине, которую продюсируете?
С. Жигунов:- Нет. Это только в последнее время так вышло, что я попал в несколько фильмов подряд. А раньше получалось, что играл лишь в каждом пятом.
21 Июля 2003 г.
Источник - http://www.kp.ru/daily/23075.5/5072/