Мой взгляд на серию фильмов о гардемаринах.

Ну хорошо, на рецензию не тянет – пусть это будут критические замечания. Я понимаю, что замахнулась на святое. Гардемарины – это наше все. Жизнь – Родине, честь – никому, землю – крестьянам. Один за всех. Мы все на них выросли, а если кто не вырос, тот на этот сайт не придет.

Честно признаюсь – я очень люблю этот фильм. Но, как я уже говорила, посмотрев его на двадцатый раз, я обнаружила, что меня кое-что напрягает. Сам этот факт меня очень удивил, и я начала копаться в себе, выясняя, чем же я недовольна. И вот что накопала.

Прежде всего, в сценарии фильма не завершена одна примечательная сюжетная линия. Зачем было показывать похищение Котова князем Черкасским; показывать, как же старается Лядащев выяснить, кто похитил Котова, если после этого ни про Котова, ни про Черкасского в фильме ничего не говорится? Только прочтя книгу, я обнаружила, что Черкасский в сюжете присутствует не зря. Во-первых, он сам по себе личность примечательная, его семейству в книге посвящено много внимания. Именно у него Алеша выясняет судьбу отца Софьи Георгия Зотова (а не Матвея, как в фильме, и мне совершенно непонятно, зачем надо было менять имя). А во-вторых, благодаря ему мы видим, как Котов платит за свои злодеяния (какие злодеяния и как платит – не скажу, читайте книгу).

Во-вторых, мне кажется, личность Никиты Оленева совершенно не раскрыта в фильме. И это, заметьте, не из-за непрофессионализма актера, Шевельков замечательно сыграл. Это из-за того, что его герою не уделили внимания. Никита был поэт, мечтатель, он писал стихи, рисовал, да и вообще был весьма привлекателен. Я вот все думала, почему во всех опросах на тему «Кто из гардемаринов самая лапуля» (с небольшими отклонениями в формулировке) Никите достается гораздо меньше голосов, чем Саше и Алеше. Сперва я считала, что это из-за того, что в первом фильме у Никиты нет возлюбленной, то есть, он не предстает перед нами в образе, наиболее привлекательном для женщин – образе влюбленного. Но потом я поняла, что Никита совершенно не раскрыт в фильме. Болтается, бедный, как хвост за двумя основными героями. Ничего особенного, кроме пары драк с Жаком, с ним не происходит. Жаль персонаж.

А теперь форменный номер – я прекрасно помню, что Михаила Мамаева во второй фильм приглашали играть младшего брата Никиты – того самого законного сына. Помню прекрасно все интервью Мамаева, и могу даже поднять свой старый архив, где черным по белому написано, что он играет Николу. И еще я помню, что в первых версиях фильма при встрече Саша и Алеша кричали ему «Никола!». Однако из версии фильма на новых видеокассетах совершенно очевидно, что Мамаев играет Никиту! И кричат ему соответственно, совершенно другое... Вот я и думаю – дурят нас, братцы.

Или вот, совершенно недавно обнаруженный мною факт, что ни в первом, ни во втором фильме Жигунов себя не озвучивал. В первом фильме за него говорил Меньшиков, во втором – Домогаров. Для нас, поклонников, такие игры крайне неприятны. А я все гадала, почему у Жигунова ко второму фильму голос стал ниже? Наивная.

Ладно. Оставим ляпы сценария и озвучки. Но вот меня просто распирает написать о гриме.

Те, кто внимательно смотрел фильм, может заметить, что временами ребят просто безобразно мажут. Синие тени, карминная помада (такой помадой мажутся бабушки, которые якобы следят за собой), румянец. И это временами очень заметно, когда крупным планом берут лица. Спрашивается – зачем. Самое интересное, что такой грим не везде. Только местами. Похоже, у них было два гримера. Да и парикмахера, похоже, два... или три?

Вот смотрите: полный набор Сашиных причесок.

На первом снимке – волосы как волосы. Обычные непричесанные лохмы. Прекрасно выглядят, надо сказать. На втором фото уже очевидна укладка, хорошая, кстати. Пусть бы так и укладывали, кто ж против! А теперь посмотрите на третий снимок. По-моему, кошмар. Как же его, бедного, начесывали! Такой же ужас у него на голове в самом начале фильма, когда они песню поют и на лошадях скачут. Ну как так можно со всенародным любимцем???

В общем, такие оценки получаются.

Фильму в целом – 5.

Жигунову за роль – 5 (я бы все 10 поставила, да вот озвучка все испортила).

Соротокиной за идею – 5.

Дружининой за режиссуру – 5, за сценарий – 4.

Виктору Лебедеву и Юрию Ряшенцеву за песни – 5 с плюсом.

Гримеру и парикмахеру, сколько бы их там ни было – по тройке с минусом.

А теперь высказывайтесь.

Хостинг от uCoz