Конечно, посмотреть фильм, как все нормальные люди – вечером на Первом канале – я не смогла. У меня в это время самая работа. Но я же не могла оставаться в стороне! Пошла. Купила на кассетах “Дело в шляпе” и “Воскреснуть, чтобы умереть”. Остальные 3 кассеты не купила не потому, что не хотела, а потому, что их там не было. А ждать их из Интернет-магазина я категорически не согласна. Интернет-магазины вечно везут неделю то, что можно привезти за 3 часа, и месяц – то, что можно привезти за 2 дня. Почему у видеокассет такая плохая дистрибуция? Ну, да я отвлеклась.
Как вы думаете, это будет очень банально, если я скажу, что фильм мне понравился? Наверное, очень. Но я все равно скажу. Мне от фильма стало спокойно. Душевный фильм. Я его смотрела и не нервничала (знаете, как для меня это важно! У меня такие нервы каждый день, что смотреть кино с нервами я не могу себе позволить!). Я поняла, что могу спать спокойно, потому что пока есть Вульф и Гудвин, все преступники мира дрожат от страха быть немедленно разоблаченными.
Мне понравилось, что авторы фильма был внимательны к тексту источника, равно, как и к костюмам, интерьерам, и т.д. Мне также понравились мелкие детали, придуманные сценаристом. Например, что садовник Теодор слушает приемник, пока Вульф не видит (Вульф, кстати, сильно ругает его за это, если я правильно помню – не всем орхидеям нравится такая музыка). Или то, что повар Фриц, завершив свои тяжкие труды по созданию гастрономических шедевров для Вульфа, тихонечко жарит себе яичницу и ест ее в полном одиночестве, радуясь простой пище (и не думая, сколько ягод можжевельника надо добавить в это блюдо – 2 или 3). Или то, что каждый фильм завершается танцами в исполнении Арчи и Лили. Это дает ощущение надежности – какие бы перипетии не ждали героев, они все равно будут танцевать в пятницу вечером в Slow Fox. Не знаю, может, все эти мелочи есть и у автора, но у меня не хватит мужества перечитать все 75 книг (или сколько их там). Но я думаю, что у сценариста тоже не было времени прочесть все книги, и он эти мелочи придумал сам, чем очень оживил сюжет.
Сразу скажу тем, кто читал другие рецензии – Жигунов в фильме совсем не толстый. Нормальный он там. Гудвин не был тощий, это точно. Но для тех, кто все-таки сомневается, я могу сказать, что для этой роли комплекция, собственно, значения не имеет. Для меня гораздо важнее, что Жигунов себя чувствует, как Гудвин, и ведет себя сообразно. Он в этой роли абсолютно органичен, вы меня не переубедите.
А вот Банионис себя Вульфом не чувствует. Это очевидно. Читайте интервью, там ясно сказано, что он его не любит. И пиво он не любит. И вообще Вульфом себя не ощущает. Это, кстати, не значит, что он плохо сыграл, и что я ему не верю. И такая интерпретация Вульфа имеет право на существование. Я думаю, Банионис в данной ситуации сделал все, что мог. Его герой, несомненно, имеет какие-то черты Вульфа, но – посмотрим правде в глаза – он не Вульф. И поэтому то, что Банионис не толстый, особенно бросается в глаза. Видно, что у него накладной живот. Был бы он толстый, у него и лицо было бы полное. А у Баниониса на лице ясно видны морщины, нехарактерные для полных лиц. Получается, что у Вульфа просто пивной живот, что совершенно неверно. Тут что-то недосмотрено явно – накладывали живот, так надо было и на щеки чего-нибудь положить, или за щеки, не знаю, как правильно.
Спрашиваете, почему это в данном конкретном случае комплекция ИМЕЕТ значение? А очень просто. Потому что многие черты характера Вульфа неразрывно связаны с его комплекцией. Он мало двигается – редко покидает свой особняк – пьет много пива – большой гурман – имеет сварливый характер. Это все характерно для человека не просто полного, а чересчур полного – Вульф весит одну седьмую тонны, это 140 кг!!! Думаете, это проходит даром? Так что я за толстого Вульфа! Хотя Банионис очень, очень хорош. Сразу видно актера старой школы. Его герой просто немного другой. Но он от этого гением быть не перестает.
Кстати, об игре других актеров. Не знаю, заметили вы или нет, но мне показалось, что не все они играют одинаково хорошо и ровно. Есть те, которые просто блестящи – помимо уже упомянутых Вульфа, Гудвина и Фрица это, например, исполнитель роли инспектора Крамера. Хороши многие исполнители “маленьких” ролей. А вот многие актеры второго плана, мне кажется, подводят. Например, в “Воскреснуть” актриса, играющая роль Синтии Нидер, играет просто никак, делая, видимо, ставку на свою приятную внешность. Все фразы она произносит с абсолютно одинаковой интонацией и выражением лица. Даже при виде изуродованного тела своего дяди они не теряет своей бесстрастности. Когда она слегка морщит лоб, чтобы выразить какие-то крайне накаленные эмоции, это кажется почти счастьем. Ну так нельзя, честное слово...
Раз уж я начала придираться, попридираюсь всласть! Вернемся к Фрицу и его яичнице. Приглядитесь: разбивая яйцо, он повреждает оболочку желтка!!!!! Скажете, глупости? Ничего подобного!!! Разве может ТАКОЙ повар, как Фриц, разбить яйцо ТАК небрежно? Нет и еще раз нет!!!
Едем дальше. В “Деле” свидетельница убийства тайком заходит в кабинет Вульфа, чтобы полюбоваться знаменитым глобусом. И верно, в книгах нередко встречается описание этой вещи: он огромный, очень яркий, красочный, даже Крамер не может удержаться от того, чтобы покрутить его! Представляете, какая это мега-вещь? А что мы видим в фильме? Такой... маленький темненький глобусик на столе! Обман, я так считаю!
Хотите еще? Пожалуйста! Возвращаемся к “Воскреснуть”. Показ мод. Крупными буквами название фирмы: Domeri and Nidder. А знаете, как правильно? Daumery and Nieder! Внимательнее к первоисточникам надо быть, господа!
А вообще, на строгий взгляд, может показаться, что фильму немного не хватает action. Хорошо бы немного подинамичнее, Вы не находите? Ну совсем чуть-чуть подинамичнее – детектив все-таки. Я понимаю, что динамику мозговой работы Вульфа никак не покажешь, но все же... чуть быстрее бы не помешало, а? Неудивительно, что фильм охотно смотрели люди более старшего возраста, вот тут я даже нарисовала диаграмку, из которой это очевидно.
И последнее. Музыку к фильму слышали? Ее написал Владимир Дашкевич, да-да, тот самый композитор, который написал наши любимые мелодии для “Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. Помните эту мелодию – не торжественный марш-увертюру, а ту, которая сопровождала самые тревожные моменты? Пам-пам-пам-пам, пам-пам-пам-пам, пам-пам-пам-парарарарам-пам-пам... Послушайте ее вот тут: (большой размер, но полностью), или же вот тут (маленький размер, но очень упрощенное звучание). А теперь послушайте мелодию для тревожных моментов в “Вульфе”. Вам они друг друга не напоминают? Мне – очень. Даже гармония одна и та же. Конечно, стащить тему у самого себя – это не то, чтобы плагиат, но все же как-то нехорошо, вы не находите?
Однако, хватит. Пора ставить оценки.
Фильму в целом – 5.
Жигунову – 5 за роль и за продюсерство, особенно за промоушн фильма на ОРТ. Ролики-анонсы были просто загляденье.
Донатасу Банионису – 5. Хотя такой актер, как он, заслуживает и 10, нельзя пропустить его нелюбовь к собственному герою.
Несомненные 5 Сергею Мигицко, Евгению Иловайскому, Сергею Паршину за роли Фрица, Теодора и Крамера.
Евгению Татарскому за режиссуру – 5, но за то, что у него актеры играют неровно, снизим оценку до 5 с минусом.
Сценаристу Владимиру Валуцкому (кстати, для “Холмса” сценарий писал он же) – 5, бесспорно.
Владимиру Дашкевичу за музыку – 5 с минусом, нечего повторяться.
Гримерам – 4 за то, что Вульф не толстый.
А теперь высказывайтесь.